Давно наблюдаю обесценивание грамотности (в частности - правописания, пунктуации). Началось это, конечно, с упрощённого общения в интернет-переписках - на форумах, в чатах, мессенджерах и так далее. Какое-то время ошибки высмеивались, потом общество стало смотреть на это снисходительнее, теперь же на очевидные ошибки указывают только когда хотят зацепить оппонента или перейти на личности))
Потом были СМИ. Или вначале блоги? Не могу точно сказать, так как блоги я читаю не часто, а вот в утренних новостях банальные огрехи в статьях замечаю довольно давно. Короткое время новостные сайты уведомляли: "если вы видите ошибку в тексте, выделите её и отправьте нам при помощи сочетания клавиш...". Потом эта функция пропала. Интересно, это потому что слишком много ошибок присылали или наоборот - никто не пользовался функцией?
Ну и, наконец, мы пришли к тому, что интернет-пространство наполнилось текстами молодых и одарённых копирайтеров, которые умеют писать продающие статьи, но далеко не все имели хорошие оценки по русскому и украинскому языкам
И вот сейчас, переводя документ (написанный главным бухгалтером предприятия) с украинского на русский, и по пути исправляя грамматические и пунктуационные ошибки в оригинале, я задумалась.
Интересно, в ближайшем будущем чаши весов качнутся в какую сторону? Обесценится ли грамотность совсем, оставшись невостребованным пережитком прошлого, или должность редактора (корректора? писаря?) распространится за грани печатного дела и хотя бы важные тексты начнут вычитывать, прежде чем распространить.
А вам важна грамотность в повседневности?
Потом были СМИ. Или вначале блоги? Не могу точно сказать, так как блоги я читаю не часто, а вот в утренних новостях банальные огрехи в статьях замечаю довольно давно. Короткое время новостные сайты уведомляли: "если вы видите ошибку в тексте, выделите её и отправьте нам при помощи сочетания клавиш...". Потом эта функция пропала. Интересно, это потому что слишком много ошибок присылали или наоборот - никто не пользовался функцией?
Ну и, наконец, мы пришли к тому, что интернет-пространство наполнилось текстами молодых и одарённых копирайтеров, которые умеют писать продающие статьи, но далеко не все имели хорошие оценки по русскому и украинскому языкам

И вот сейчас, переводя документ (написанный главным бухгалтером предприятия) с украинского на русский, и по пути исправляя грамматические и пунктуационные ошибки в оригинале, я задумалась.
Интересно, в ближайшем будущем чаши весов качнутся в какую сторону? Обесценится ли грамотность совсем, оставшись невостребованным пережитком прошлого, или должность редактора (корректора? писаря?) распространится за грани печатного дела и хотя бы важные тексты начнут вычитывать, прежде чем распространить.
А вам важна грамотность в повседневности?
Конечно важна, иной раз читаешь и не сразу врубаешься, что человек сказать хотел...
я художник, я так вижуНо я всё-таки больше изумлялась не вольному обращению с орфографией в переписке, а официальные всякие ресурсы - новости, литература, обзоры всякие... у меня с детства осталась какая-то смешная уверенность, что в печать выпускаются тексты настолько вычитанные, что почти идеальны. А сейчас ни в тексте книги, ни в новостной ленте, ни даже в пресс-релизе на сайте президента - нигде нельзя быть уверенной, что всё написано грамотно))
Воот. Не, ну я понимаю, все мы допускаем ошибки, когда пишешь с телефона или торопишься, но ты хоть перечитай, есть ли в твоем текста смысл...
смотрибельно
Домашнее обучение имеет несколько существенных минусов, на мой взгляд. Кроме того, что очень дорого, оно также требует постоянного контроля родителей за результатами. Ну и составляющая социализации. Как бы ни было некоторым (многим) трудно сосуществовать в детском коллективе, это всё-таки значимая база для будущего умения понимать людей и строить отношения. Сидеть дома и общаться только с приятными людьми и друзьями - очень соблазнительно, наверное, в любом возрасте, но может сыграть не на пользу в будущем...
Но в разговорной речи доставляют всяческие модные обороты типа "ой, я вообще не про логику" или "я не умею в языки" х) Сама охотно использую такие штуки.
Кстати, вот про это - Сидеть дома и общаться только с приятными людьми и друзьями - очень соблазнительно, наверное, в любом возрасте, но может сыграть не на пользу в будущем... - здесь я вынуждена с тобой не согласиться. Пробовала и то, и другое - и нахождение в "радужном коконе" и попытки социализироваться со всеми подряд - и вот, второй вариант мне не доставил ничего, кроме необратимых дефектов психики и социофобии. Лучше бы вся моя жизнь была первым. Это из серии "зачем выходить из зоны комфорта, если она комфортная".
И вот прям очень соглашусь с комментатором, которого раздражат граммар-наци. Очень не люблю, когда постоянно тыкают ошибками, хотя чаще всего тыкают не меня. Это попахивает самоутверждением.
Кофе среднего рода мне не нравится. Феминитивы мне не нравятся.
Но в разговорной речи доставляют всяческие модные обороты типа "ой, я вообще не про логику" или "я не умею в языки"
Это из серии "зачем выходить из зоны комфорта, если она комфортная" - с одной стороны - да. И я бы так хотела. С другой стороны - а получится? Возможно? В нашем созависимом и перенаселённом мире у юного человека есть шанс никогда не подстраиваться под социум, не сталкиваться с человеческим фактором, несправедливостью и всякими поведенческими сложностями во взаимодействии с другими людьми? Мне кажется, что как раз две самые ранние возрастные стадии - садик и школа - позволяют научиться социальному взаимодействию с наименьшими потерями. Условно. Если не говорить о буллинге или действительно непреодолимых проблемах. Такая себе маленькая модель взрослого общества - с друзьями, конкурентами, начальниками, лидерами и прочим.
Почему я так считаю - потому что в моём детстве до 7 лет была бабушка, комфорт, домашнее обучение, творчество и пара друзей по прогулкам. И школа для меня оказалась такой неуправляемой оглушающей стихией, с которой я научилась справляться классу к девятому, не раньше.
А, в конечном итоге, всё равно выходит у каждого по-своему
Вот у меня пока не сложилось однозначного мнения насчет домашнего обучения. С одной стороны, есть дети, которые просто плохо управляемы в силу своих каких-то особенностей, и на мой взгляд, домашнее обучение лучше и для них, и для коллектива. С другой - да, социализация - это важно. С третьей - лично я в гробу видала всю эту социализацию
Мне кажется, что как раз две самые ранние возрастные стадии - садик и школа - позволяют научиться социальному взаимодействию с наименьшими потерями. - В этом плане очень показателен пример меня и моей подруги. У меня гиперэкстравертная мама, которая с двух лет брала меня ВЕЗДЕ. На работу, в гости, на гастроли, ко всем своим бесконечным друзьям, многие из которых живут в других городах. Я постоянно играла с детьми маминых друзей. Я ходила в садики, причем сменила их огромное количество - только в рамках своего города я помню садика четыре, плюс меня устраивали в садик на время нахождения у бабушки в другом городе, на время гастролей в городе гастролей. В лагерь я ездила с 1 класса, в общей сложности была в лагере 10 раз.
Моя подруга, напротив, провела свое детство достаточно "закрыто" - у нее были двоюродные сестра и брат, они почти все время проводили вместе, и поэтому в садик ее не стали определять. Родители не очень экстравертные, домоседы, общались в основном с родственниками.
На выходе мы с ней получились совершенно одинаковые - обе социофобы, обе не можем находиться на официальной работе, очень тяжело сходимся с людьми, ненавидим small talk и не умеем его поддерживать, и т.д. Для меня все эти лагеря, гости, дети и прочее были сплошным мучением. И ничего мне это не дало, честно. Никаких навыков общения и социализации. Напротив, если поначалу я еще пыталась как-то влиться, винила себя за то, что я какая-то не такая, старалась "исправиться", понравиться людям - со временем я на все это забила. Просто приняла, что да, большинство людей, кроме "моих", тщательно выбранных - мне не подходит. Мне с ними не интересно и не комфортно. Сейчас я веду уединенный образ жизни, и вот вообще не парюсь, что я какая-то там несоциализированная
и вот вообще не парюсь, что я какая-то там несоциализированная - это вот вообще самое важное, на самом деле. Какую бы дорогу ни выбрал, главное, чтобы внутри она ощущалась верно. Мне вот не всегда удаётся, есть, к чему стремиться))
Я ни разу не спросила его, мне даже не пришло в голову — хотя на столе в кабинете стоит фотография, светлая челка, широко расставленные глаза, раз в неделю — иногда чаще — Сережа обязательно ездит его проведать, сегодня у тебя выходной, Анька, мы как-то привыкли не говорить об этом — когда он возвращался, я спрашивала дежурно — как малыш? — и он отвечал парой фраз — нормально, или — растет, и ничего больше не рассказывал, я не знала о том, каким было его первое слово и когда оно было сказано, какие он любит сказки, боится ли темноты; однажды Сережа спросил — ты болела ветрянкой? — и я поняла, что мальчик болен, но не спросила, высокая ли температура, чешется ли он, хорошо ли спит, а просто ответила — да, мы оба болели, и я, и Мишка, не волнуйся, мы не заразимся
В целом книжка хорошая! Но я продираюсь через эти предложения, не всегда улавливая, в какой момент герой думает, а в какой говорит, а иногда ловлю себя на том, что задерживаю дыхание и выдыхаю, когда предложение заканчивается наконец-то))
Отрывок - жуть, конечно) Но мне кажется, это не потому, что автор безграмотен, а потому что у него в голове некий бардак. С этой точки зрения его манера письма полностью соответствует его образу мысли))
это не потому, что автор безграмотен, а потому что у него в голове некий бардак - у творческого человека бардак в голове - это норма)) Обычно же бардак упорядочивается в тексте) Но книга издана и является, насколько я понимаю, бестселлером, по которому даже сериал сняли. И передан сумбур в голове героини классно. А вот что из этого текста может почерпнуть читатель в плане стилистики, построения предложений, пунктуации?..))
А вот что из этого текста может почерпнуть читатель в плане стилистики, построения предложений, пунктуации? Хороший вопрос... Остается надеяться, что у читателя уже есть некая база и он понимает, что это авторский прием, стиль, а не настоящий грамотный литературный язык, и эту базу никакие эксперименты не порушат. Честно говоря, мне бы было очень, очень сложно читать такой текст %) Я когда читала твой изначальный пост, не думала, что в примерах будет такой хардкор))
это вот вообще самое важное, на самом деле. - да, вот на удивление, при всей моей куче тараканов и комплексов это мне удалось отпустить. Не то, чтобы я совсем не переживала из-за одиночества, но я переживаю с другого ракурса. Мне обидно, например, что многие вещи, важные для меня, то, что в душе, я не могу ни с кем разделить. Мне хочется иметь близкого человека, и т.д. Но это исходит уже от истинных желаний, а не от "ты должна быть общительной, потому что это норма, потому что остальные так умеют, а ты нет". А раньше, особенно в подростковом возрасте, были загоны по этому поводу.